Карл Де Кейзер. История фотографа.Карл де Кейзер (Carl de Keyzer) родился в 1958 году в Бельгии. Он начал свою карьеру в 1982 году как свободный фотограф. Стал основателем галереи XYZ, занимаясь продажей произведений искусства других авторов, в том числе и своих знакомых и коллег по «цеху». Преподавал фотографию в Королевской Академии Изящных Искусств в Генте в 1982-89 годах. С 1995 преподает в Высшем Институте Искусств в Антверпене, с 2002 – в Школе Декоративных Искусств в Париже. Относительная финансовая независимость позволила ему сделать основную ставку на собственные серьезные творческие проекты. Он много ездит по свету, фотографирует, издаёт альбомы. Одной из известнейших работ бельгийского фотографа стала «Trinity» книга-триптих о вездесущем присутствии власти и насилия в современном обществе. Снимая свой второй фотоальбом, Де Кейзер провёл в общей сложности пять месяцев в Индии, посещая страну преимущественно в сезон дождей. В 1987 году выходит из печати его «Индия», один из самых личных, позитивных и жизнерадостных его циклов. В конце 1980-х годов Карл де Кейзер впервые побывал в России (тогда СССР). Результатом его поездки стала книга «U.S.S.R.—1989—C.C.C.P.» (В английском варианте «HOMO SOVIETICUS» — Человек Советский). Карл де Кейзер уверенно входит в касту избранных. Он становится действительным членом фотоагентства «Магнум» – самого знаменитого профессионального объединения фотографов-документалистов всего мира, основанного в 1947 году Анри Картье-Брессоном и Робертом Капой. Членство в «Магнуме», предоставляется только после строжайшего конкурсного отбора. Кейзер четыре года числился кандидатом в действительные члены, ожидающим окончательного признания. Любопытно, что соискателем Кейзер стал как раз после выхода в 1989 году двух его фотоальбомов, посвященных поездкам в перестроечный СССР. Вероятно, это простое совпадение, но сегодняшний мэтр должен испытывать особое чувство к стране, так или иначе способствовавшей его блестящей профессиональной карьере… Летом 2000 года он снова приехал в Россию. На этот раз он снимал серию фотографий для книги о российских тюрьмах. Его снимки сделаны в 40 из 135 исправительно-трудовых лагерей Красноярского края. Несколько месяцев Карл де Кейзер добивался разрешения на это. Разрешение, в конце концов, пришло, но условия были довольно жесткие: не более трех часов на каждую тюрьму, всего не более 90 часов съемок. «Конечно, у тюремных начальников – были особые условия: не снимать заключенных Те несколько месяцев, которые де Кейзер провел в разъездах, тюремное начальство не сидело, сложа руки. Перед его взором — и камерой — представали идеализированные картинки. Не обходилось, конечно, и без курьезных промахов. «Один раз я увидел теннисный корт, и спросил о его назначении», — вспоминал де Кейзер, — «Мне ответили, что заключенные, мол, любят поиграть в теннис. Позвали двух заключенных. Стали искать ракетки: это заняло полчаса. Они были счастливы, но тут я спросил про мячи. Они поискали их — но, увы: мячей в лагере не оказалось. Так мне и пришлось их фотографировать, играющих в теннис без мяча. Это была та еще пантомима». Полгода – три месяца зимой и три – летом, Карл де Кейзер снимал исправительно-трудовые лагеря в Красноярском крае, переболел туберкулезом, уезжал, возвращался и снова продолжал фотографировать. Ему удалось показать “зону” изнутри, увидеть в ней Человека, доказать, что пока продолжается жизнь, люди остаются людьми, несмотря ни на что. Кейзер не просто сфотографировал лагерь и лагерную жизнь, он отразил жизненную силу, проявляющуюся в людях, изолированных от социума, и часто лишенных надежды когда-нибудь в него вернуться. И хотя в его фотографиях нет никакого правозащитного пафоса, он каким-то образом умудрился показать, что все обстоит далеко не так благополучно, как это кажется на первый взгляд. Вероятно дело здесь в использовании цветной пленки (де Кейзер в основном снимает на черно-белую). Яркие сочные цвета (может быть специально усиленные постобработкой) удивительно не соответствуют атмосфере тюрьмы, создают ощущение нереальности происходящего. Карл де Кейзер не романтик и не циник, он не осуждает и не приукрашивает, его камера просто фиксирует события. Кейзер никогда не снимает случайно, в его композициях не существует второстепенных деталей. Для автора одинаково важно все. В творческой биографии де Кейзера – уже более 40 персональных и 90 групповых выставок. С большим успехом прошла и его персональная выставка в Москве. © Copyright |