Записаться на занятия
фотошкола фотокурсы
курсы фотографии с 2003 года

 

Photoshop для фотографов

На этих курсах вы научитесь приемам обработки фотографии на компьютере. Желательно иметь предварительное знакомство с программой Photoshop

Занятия начинаются по мере формирования группы, и проходят по воскресеньям с 15:30 до 18:30.
Стоимость - 2400 рублей за три занятия. Узнать подробнее о курсе
Уроки Photoshop

Йозеф Судек – классик чешской фотографии.

Что оставляет после себя фотограф, признанный при жизни «великим»? Иногда – несколько фотографий, ставших частью всемирной истории, таких как Знамя Победы над Рейхстагом, портрет Че Гевары, улыбающийся Юрий Гагарин, астронавт Армстронг, делающий первые шаги по Луне…

Имена авторов забываются, но их фотографии остаются в памяти человечества. Но бывает и иначе. Фотохудожник создаёт свой стиль, свой взгляд, свой мир. В любой его работе безошибочно угадывается личность и душа их автора. Именно этим путём пошёл Йозеф Судек, классик и основоположник современной чешской художественной фотографии.

Судек никогда не позволял себе размениваться на сотни пустяков и обязанностей, которые обычно принято считать существенными. Его не привлекали успех и карьера.
Он демонстрировал отсутствие интереса к одежде, еде, обстановке в квартире, к тому, что следует или чего не следует делать, чтобы соответствовать общественным ожиданиям. «Он был сосредоточен на своем внутреннем мире, а его фотографии всегда были очень тесно связаны с состоянием его души», – писали о нём. Судек любил рассеянный свет, который возникает на заре или в сумерках, этот иллюзорный свет, в котором реальные объекты преображаются в соответствии с настроением фотографа, порой приобретая характер нереальных фантомов. Фотографии Судека позволяют говорить о добре, правде и красоте самых обычных вещей и явлений. Вероятно, именно поэтому его работы и его личность остаются и сегодня столь притягательными для нас.

Йозеф Судек родился 17 марта 1896 года в небольшом городке Колине-на-Эльбе в Богемии. С пятнадцати лет осваивает ремесло переплетчика в Праге.
В разгар Первой мировой войны его призывают на военную службу, и он отправляется на итальянский фронт. Будучи увлеченным фотографом, он берет с собой на фронт все свои фотопринадлежности. В 1917 году, после ранения осколком артиллерийского снаряда и нескольких операций, он теряет правую руку. Проводит много времени в госпиталях, и в 1918 году, во время пребывания в реабилитационном центре для инвалидов войны, решает всерьёз заняться фотографией.

Он снимает левой рукой и настойчиво учится новому для себя ремеслу. Молодой инвалид войны зарабатывает на жизнь рекламной фотографией. В 1920 году он становится членом «Чешского клуба самодеятельных фотографов». В 1924 он вместе с другими фотографами организовывает «Чешское фотографическое общество», которое стало «платформой» для новой чешской фотографии.

Диапазон его сюжетов был необычайно широк — это социальная фотография, портрет, обнаженная натура, реклама, пейзаж, натюрморт… И все же основу его творчества составляют два последних жанра: художественный пейзаж и натюрморт. «Все вокруг нас — живое или мертвое — в глазах сумасшедшего фотографа приобретает множество форм. Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру. Поймать такой момент — я думаю, это очень поэтично», — вспоминал он.

Судек всю жизнь пользовался допотопными, тяжелыми и неуклюжими камерами. Обычно он использовал аппараты «Лингоф» 13х18 см, деревянный аппарат «Цейс» 18х24 см, «Голдмэн Грдичка» 24х30 см 1915 г. и 30х40 см 1910 г. Камеру «Кодак» 10х30 см 1894 года он применял для панорамных съемок.

В 1926 году он приобретает деревянную фотостудию с небольшим садиком
в маленьком дворе дома, построенного в конце XIX века, в районе Мала Страна по улице Уезд. В течение сорока лет эта студия будет его мастерской, его домом и местом встреч нескольких поколений многочисленных друзей Судека. В 1928 году выходит его первый альбом «Святой Витус», который приносит фотографу широкую известность.

Но на пути между фотографом и любимым городом стала Вторая мировая война. В марте 1939 года Прагу оккупировали гитлеровские войска и о том, чтоб выйти на улицу с камерой не могло быть и речи – как будто вслед за рукой он потерял ноги! Но у него осталось ателье, да и удивительный дар художника никуда не делся. Мастерская на долгое время становится для Йозефа Судека не только собственно мастерской и домом, но и объектом съемки. Появились новые серии фотографий не уступающие предыдущим работам мастера, а где-то и превосходящие их.
Может быть, самый знаменитый из созданных Судеком проектов – серия фотографий «Окно моей студии». Волшебный мир, даже два мира разделенных (а может быть соединенных) старой рамой с не очень прозрачным стеклом. Один из них – добрый и красивый, грустный и романтичный – принадлежал художнику, второй – всему остальному миру: доброму или злому, дружескому или враждебному. Работа над серией заняла 14 лет: он не оставил ее даже после войны, хотя и опять стал выходить на улицу, фотографировать Прагу или ландшафтные виды. Романтический натюрморт и съемки природы теперь играют доминирующую роль в его творчестве. Атмосфера послевоенной Чехословакии утвердила это направление. Так появились наиболее известные серии: «Прогулка в Мэджик Гардэн», «Натюрморт», «Лабиринты», «Память» и др.

Снимая натюрморты в студии, Судек не измерял экспозицию, а точнее сказать, измерял
ее нетрадиционным способом. Мог во время экспозиции заварить и выпить стакан чая – хороший чай, особенно жасминовый, был его слабостью. Другой его слабостью была музыка – ее он использовал, когда чаю уже не хотелось: «Экспозиция – две стороны Вивальди». Наверно Судек – единственный фотограф, измерявший экспозицию временем необходимым на стакан чая или на прослушивание оперной арии! Фотограф необычайно ответственно относился к печати, часами работая над каждым негативом. «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы», – часто повторял маэстро.

В 1974 г. была организована ретроспективная выставка его работ в Международном музее фотографии в Рочестере (США). Тремя годами раньше книга «Великие фотографы», изданная «Тайм Лайф» в Нью-Йорке, поставила Судека в один ряд с наиболее значительными мастерами мира. Фотографии Судека стали частью крупных мировых коллекций и объектом возрастающего интереса коллекционеров. В марте 1976 года в Праге и Брно были проведены две ретроспективные выставки в связи с восьмидесятилетием Судека, в подготовке которых сам автор принимал активное участие. Судек умер 15 сентября 1976 года.