Йозеф Судек – классик чешской фотографии.Что оставляет после себя фотограф, признанный при жизни «великим»? Иногда – несколько фотографий, ставших частью всемирной истории, таких как Знамя Победы над Рейхстагом, портрет Че Гевары, улыбающийся Юрий Гагарин, астронавт Армстронг, делающий первые шаги по Луне… Имена авторов забываются, но их фотографии остаются в памяти человечества. Но бывает и иначе. Фотохудожник создаёт свой стиль, свой взгляд, свой мир. В любой его работе безошибочно угадывается личность и душа их автора. Именно этим путём пошёл Йозеф Судек, классик и основоположник современной чешской художественной фотографии. Судек никогда не позволял себе размениваться на сотни пустяков и обязанностей, которые обычно принято считать существенными. Его не привлекали успех и карьера. Йозеф Судек родился 17 марта 1896 года в небольшом городке Колине-на-Эльбе в Богемии. С пятнадцати лет осваивает ремесло переплетчика в Праге. Он снимает левой рукой и настойчиво учится новому для себя ремеслу. Молодой инвалид войны зарабатывает на жизнь рекламной фотографией. В 1920 году он становится членом «Чешского клуба самодеятельных фотографов». В 1924 он вместе с другими фотографами организовывает «Чешское фотографическое общество», которое стало «платформой» для новой чешской фотографии. Диапазон его сюжетов был необычайно широк — это социальная фотография, портрет, обнаженная натура, реклама, пейзаж, натюрморт… И все же основу его творчества составляют два последних жанра: художественный пейзаж и натюрморт. «Все вокруг нас — живое или мертвое — в глазах сумасшедшего фотографа приобретает множество форм. Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру. Поймать такой момент — я думаю, это очень поэтично», — вспоминал он. Судек всю жизнь пользовался допотопными, тяжелыми и неуклюжими камерами. Обычно он использовал аппараты «Лингоф» 13х18 см, деревянный аппарат «Цейс» 18х24 см, «Голдмэн Грдичка» 24х30 см 1915 г. и 30х40 см 1910 г. Камеру «Кодак» 10х30 см 1894 года он применял для панорамных съемок. В 1926 году он приобретает деревянную фотостудию с небольшим садиком Но на пути между фотографом и любимым городом стала Вторая мировая война. В марте 1939 года Прагу оккупировали гитлеровские войска и о том, чтоб выйти на улицу с камерой не могло быть и речи – как будто вслед за рукой он потерял ноги! Но у него осталось ателье, да и удивительный дар художника никуда не делся. Мастерская на долгое время становится для Йозефа Судека не только собственно мастерской и домом, но и объектом съемки. Появились новые серии фотографий не уступающие предыдущим работам мастера, а где-то и превосходящие их. Снимая натюрморты в студии, Судек не измерял экспозицию, а точнее сказать, измерял В 1974 г. была организована ретроспективная выставка его работ в Международном музее фотографии в Рочестере (США). Тремя годами раньше книга «Великие фотографы», изданная «Тайм Лайф» в Нью-Йорке, поставила Судека в один ряд с наиболее значительными мастерами мира. Фотографии Судека стали частью крупных мировых коллекций и объектом возрастающего интереса коллекционеров. В марте 1976 года в Праге и Брно были проведены две ретроспективные выставки в связи с восьмидесятилетием Судека, в подготовке которых сам автор принимал активное участие. Судек умер 15 сентября 1976 года. © Copyright |