Джулия Маргарет Камерон – святая «несфокусированность»Каждый из нас смотрит на окружающий мир особым взглядом, собственным и неповторимым, поэтому одни и те же обыденные вещи, предметы, лица, пропущенные через личный внутренний мир, получают совершенно другую интерпретацию – налет индивидуальности, времени, эпохи. Именно это качество – наложение собственного «я» на окружающий мир – наиболее свойственно тонким и одухотворенным натурам, творческим личностям, среди которых немало и великих фотохудожников. Одна из них – Джулия Маргарет Камерон. Это – яркая представительница фотомира эпохи Викторианства. Воображение, энергичность и немалые творческие задатки Д. М. Камерон давали ей возможность передавать характер, силу, духовность человека лучше любого другого фотопортретиста. Особое внимание в своих работах она фокусировала на лицах великих личностей, чтобы в полной мере передать глубину их мысли и ума. Она создала портреты ярчайших представителей своего времени, поравнявшись с ними в последствии по уровню мастерства. Только благодаря ей до нас дошли лица Дарвина, Томаса Карлейля, Джорджа Фредерика Уотте, Альфреда Теннисона, Браунинга, Лонгфелло, Джона Гершеля, Энтони Троллопа. Созданные ею портреты – это словно «иконы» для последующих поколений. Простой люд мало интересовал фотопортретистку – выполненные ею снимки среднестатистических обывателей были похожи не более чем на регистрационные карточки. Они не вдохновляли фотохудожницу, не вызывали в ней творческого стремления немедленно запечатлеть увиденное. Что ж, в этом ее право – право творческого человека, влюбленного в собственное дело. Она искала интеллектуальных героев для фотопортретов и находила их в великих личностях Викторианства. Ее студия больше походила на галерею святых ликов, чем на обычное рабочее помещение: Камерон неизменно искала душу в том, кого фотографировала. В ее руках камера становилась послушным инструментом для поиска наиболее характерных выражений в лицах ее фотогероев. Никогда не делала она и пейзажные съемки – по сравнению с величием талантливейших личностей своего времени, виды лесов, полей и других окрестных достопримечательностей не вызывали в ней благоговейного трепета, который она могла бы использовать для сотворения настоящих шедевров. Камерон была убежденной фотохудожницей-портретисткой. Хотя манера ее работы с камерой была на примитивном уровне (она применяла фотообъективы, которые не давали четкой детализации очертаний лица и точной фокусировки на объекте с прорисовыванием всех его особенностей), но зато отличалась высокой художественной наполненностью, присутствием чего-то сверхъестественного в, казалось бы, привычных фотографических работах. Впоследствии эта манера съемки приобретет большую популярность и надолго закрепится в «моде» фотодела.
В целом жизнь великой английской фотохудожницы Джулии Маргарет Камерон была сложной и противоречивой: она самостоятельно изучила нелегкий процесс фотографии на влажных коллодиевых пластинах, отчего пресса то и дело подтрунивала над ее технической непросвещенностью. Но это ничуть не огорчало Камерон. Она все равно упорно двигалась к поставленной перед собой цели – запечатлеть всю ту красоту, которую видела перед собой. И это ей удалось в полной мере. Джулия Камерон получила широкую известность далеко за пределами Великобритании и была удостоена множества наград. Сегодня ее фотоработы являются ценным художественным достоянием. В свое время Гюго написал Камерон: «Ни один человек не использовал лучи солнца так, как это сделали вы. Я преклоняюсь перед вами». © Copyright |