Записаться на занятия
фотошкола фотокурсы
курсы фотографии с 2003 года

 

Photoshop для фотографов

На этих курсах вы научитесь приемам обработки фотографии на компьютере. Желательно иметь предварительное знакомство с программой Photoshop

Занятия начинаются по мере формирования группы, и проходят по воскресеньям с 15:30 до 18:30.
Стоимость - 2400 рублей за три занятия. Узнать подробнее о курсе
Уроки Photoshop

Что такое оптическая ретушь

Применимы ли полузабытые секреты фотографов 19-20 века сегодня, в эру цифровой фотографии и компьютерной обработки изображения? Ответ на эти вопросы зависит, прежде всего, от тех целей, которые ставит перед собой фотограф. И если речь идет о творчестве, то тогда, безусловно, секреты прошлого также актуальны и применимы.

Оптическая ретушь – это целый комплекс приёмов, помогающих смягчить и почти устранить фактурные дефекты кожи портретируемого непосредственно в процессе съёмки, добиться эффекта «живописности» при съёмке пейзажа, натюрморта, рекламы.

“Мягкий рисунок” объектива, визуально “сглаживает” кожу фотографируемого человека, и представляет собой особый вид оптической ретуши, особенно ценный при съемке студийных портретов и обнаженного тела. Жанровые и пейзажные снимки, часто перегруженные нагромождением излишних подробностей, выполненные способом “мягкого рисунка”, произведут впечатление гармоничной законченности.

К фотографической оптике, с первых же лет существования фотографии применялись самые разные и, зачастую, взаимоисключающие требования: большая светосила – и отсутствие аббераций (искажений), значительное поле зрения, и сохранение идеальной резкости. Это и послужило толчком к развитию теории и методики расчета оптических систем.

Резко рисующий объектив стал со временем инструментом более совершенным, нежели человеческий глаз, именно поэтому он и оказывает нам неоценимые услуги при научном, документальном и техническом фотографировании, а также и в отдельных областях художественной фотографии, например, при ночных съемках. Но для художественных целей такой объектив годится не всегда, и менее всего он подходит для съемки портретной.

Мастера так называемого «салонного», павильонного портретирования ощутили потребность в мягкорисующей оптике первыми, ещё в самом начале становления фотографии как искусства.

Не случайно создание в 1840 г. портретного объектива И. Петцвалем, далеко опередившим оптическую технику и науку своего времени, стало крупным событием в истории развития художественной фотографии. Объектив Петцваля имел большую светосилу (относительное отверстие 1:3,2).
Более светосильный объектив по схеме Петцваля был создан только девяносто лет спустя, в 1930 г. Робертом Рихтером на фирме “Карл Цейсс”. Этот объектив имел относительное отверстие 1:1,9 и был хорошо откоррегирован. Таким образом, портретный объектив по схеме И. Петцваля просуществовал около ста лет и получил заслуженную известность во всем мире мягкостью своего рисунка, позволившей создавать подлинные шедевры фотоискусства.

Резкие контуры, окруженные светлой размытой световой каймой, немного напоминающей по своему виду ореол, это и есть эффект “мягкого рисунка”. Его не следует смешивать с той нерезкостью, которая происходит от неправильной наводки на резкость четко рисующего объектива, так как последняя дает размытое изображение безо всякого резкого разграничения. Мягкорисующий объектив, напротив, передает ясно и резко основной объект изображения и скрадывает лишь мешающие, отвлекающие детали. Благодаря этому снимок становится спокойнее, глубже, красивее.

При съемке мягкорисующим объективом блеск и мерцание света передаются полнее, чем на обыкновенном, резко очерченном снимке. Известно, что тональная шкала изображения слишком бедна по сравнению с богатством тонов окружающего нас мира. Белизна бумаги представляет собой самый яркий тон, который имеется в нашем распоряжении, но и эту белизну нельзя даже сравнить с ослепительно сверкающими красками природы. Самая совершенная техника сможет лишь незначительно расширить тональную шкалу. Если же снимок выполнен в манере “мягкого рисунка”, то вокруг светлых частей видна световая кайма, распространяющаяся на теневые части, причем яркость этой каймы зависит от блеска светов в природе. Таким образом, “мягкий рисунок” заметно расширяет тональную шкалу фотографического снимка.

Поскольку и сам хрусталик нашего глаза рисует не особенно резко, сторонники “современной вещественности”, стремящиеся к “фотографической правдивости” и принципиально работающие только резко рисующими фотографическими объективами, правы только отчасти. Живописный «мягкий рисунок» можно получить не только при помощи мягкорисующих объективов, но и особых насадочных линз и других специальных приспособлений – диффузоров, надеваемых на стандартные резко рисующие объективы.