Использование рассеивателей и съёмочного освещения для оптической ретушиСмягчение оптического рисунка изображения, в процессе съёмки обычным объективом, может быть достигнуто относительно простыми способами, например, стеклянными рассеивателями (диффузорами), шелковыми и другими тканевыми сетками, надеваемыми непосредственно на съёмочный объектив, рассеивающими фильтрами. Стеклянные рассеиватели этого типа – бесцветные плоскопараллельные пластинки круглой формы, на одной поверхности которых в виде углублений выгравирована сетка или концентрические круги. Среди них встречаются диффузоры с различным узором сетки. Часть лучей, падая на грани углублений, отклоняется и, проходя через объектив, дает кроме основного резкого изображения множество побочных размытых изображений. В зависимости от узора и густоты сетки может быть достигнута и различная степень размытости изображения, придающая снимку особый, ничем не заменимый, эффект мягкости. Среди тканевых рассеивателей применяются черные, белые сетки и телесного цвета. Чем гуще сетка, тем эффектней результат. Черная сетка, смягчая изображение, не создает ореолов вокруг ярких предметов, снижает контраст, приглушая яркие тона. Белая сетка создает рассеивающий эффект, смягчая изображение, образуя ореолы вокруг ярко освещенных поверхностей, снижает контраст, высветляет тени. Цветные сетки придают равномерную тональность всему изображению. Фильтры этого типа особенно популярны в электронном кинематографе, поскольку они сглаживают избыточную четкость и контраст, возникающие при использовании современных объективов. Цифровые технологии в фотографии за последнее время шагнули далеко вперед. Тем не менее, светофильтры продолжают занимать важное место в списке аксессуаров, необходимых при съемке. Естественно, ассортимент светофильтров, используемый при работе с цифровым фотоаппаратом, стал заметно отличаться от использовавшегося при съемке на пленку. Туманные фильтры (Fog) предназначены для создания эффекта тумана или дымки различной плотности. Для этих фильтров характерно снижение контраста и насыщенности цвета изображения. Они могут быть сплошными, оттененными по клину и с прозрачным центром. Их можно применять также в комбинации с другими фильтрами. Низкоконтрастные фильтры (Low Contrast) снижают общий контраст изображения, позволяя правильно отображать детали объектов, находящихся в тени. Они имеют разную степень усиления и часто применяются для портретной съемки. Выпускаются и комбинированные светофильтры, сочетающие туманные и низкоконтрастные эффекты. Заметно увеличивая светорассеяние, они снижают контрастность изображения. Диффузионные фильтры (Diffusion) предназначены для снижения резкости в изображении или его части при незначительном уменьшении контраста. Они смягчают нежелательные детали, и изображение приобретает «мягкий» фокус. Такой эффект достигается за счет наличия на поверхности фильтра рассеивающих элементов, неоднородных по толщине, форме и размеру. Выпускаются диффузионные фильтры с прозрачным центром, с рисунком по полю, с цветными элементами, а также полуфильтры, в которых граница раздела прямолинейная, и «динамичные» диффузионные фильтры (Dynamic Spot), которые увеличивают размытие изображения от центра к краю в виде самых разнообразных рисунков. Смягчающие, или рассеивающие фильтры (Soft Focus, Soft-Spot, Center-Spot) применяются для смягчения изображения, что часто необходимо при съемке портретных и лирических сцен. Следует отметить наиболее популярные из них: Известно, что различный характер съёмочного освещения может создавать различное настроение. Например, глубокие большие тени обычно придают изображению драматичность, а преобладание света создает легкое, оптимистическое настроение. Слишком резкие контрасты света и тени, разрушая привычные формы окружающего мира, передают ощущение тревоги. Точно и ясно выраженная форма создает спокойное настроение и т. д. Однако неумеренное использование бестеневого (тонального) освещения, злоупотребление рассеянным светом, может привести к невыразительности рисунка, существенно обедняет восприятие форм и объёмов. Значительная часть насадок, применяемых в студии, предназначена для решения именно этой задачи – получения направленно-рассеянного освещения. Наиболее часто для этого применяются зонты (отражающие и просветные), софтбоксы разной формы и размера, а также – рефлектор “тарелка” с колпачком. Размеры таких насадок “мягкого” света, как правило, довольно разнообразны – ведь чем больше по размерам равномерно освещённая светом вспышки поверхность, тем более мягким и объёмным будет освещение объекта съёмки, и наоборот. Все эти приёмы, в конечном счёте, должны решать главную задачу фотографа – активно формировать гармоничное и художественно-выразительное изображение, в том числе и приёмами оптической ретуши. © Copyright |